Информация для учителей..Информация для учащихся. Информация для родителей. Творчество учащихся. Школьные мероприятия. Спортивная жизнь школы
Точка роста
Итоговая аттестация
ППМС помощь
ГТО
Питание

 

Министерство образования и науки Алтайского края

ПАМЯТКА

для родителей и педагогов «Признаки депрессивных состояний несовершеннолетних»

1

 

г. Барнаул, 2020 год

Чтобы получить консультацию,
Вы можете обратиться:

к школьному психологу, психологу районного психологического центра, психотерапевту, психиатру.

А так же позвонить

по телефону доверия для детей, подростков и родителей 

+7 (800) 200-01-22

Помните, что просьба о помощи – первый шаг к ее получению!

Куда можно обратиться за помощью?

v Краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

г. Барнаул, пр. Ленина, 54а

тел: +7(3852) 50 04 72

v Алтайский краевой психоневроло-гический диспансер для детей

г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 69

v тел: +7(3852) 68-48-99 (Запись на прием производится с 8:00 до16:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья). психоневрологический диспансер для детей

Детская депрессия ошибочно оценивается как замкнутость. При этом клиническая картина депрессии затушевывается особенностями личности ребенка, связанными с его интеллектуальным развитием, семейным влиянием, культурой и развитием    в целом. Трудность также и в том, что депрессия может быть одним из симптомов многих заболеваний, синдромом или самостоятельной болезнью. Нередко диагностике печали у детей мешает неосознанное стремление родителей не замечать ее, чтобы избежать огорчений, усугубления вины, которую они чувствуют из-за невнимательного отношения к своим детям.

Выделяют три подтипа депрессии.

1-й подтип чаще возникает у 6-8-летних детей, при нем наблюдаются печаль, плач, беспомощность, безнадежность, погруженность в свои переживания.

2-й подтип характерен для 8-12-летних школьников и проявляется в низкой самооценке, высокомерии, в страхе быть использованным, в ожидании неудач, несчастий.

3-й подтип (у детей старше 10 лет) характеризуется чрезмерным чувством вины, карающей самооценкой, самобичеванием, пассивными и активными мыслями о самоповреждении.

С возрастом не только меняется подтип, но и увеличивается число симптомов.

 

У детей депрессии чаще проявляются фантазиями (в мечтах, рисунках, спонтанных играх), реже – в словесном выражении, еще реже – в расстройстве настроения и поведения.

Признаки депрессивного состояния детей младшего школьного возраста:

· Заметное ухудшение школьной успеваемости;

· Увеличение времени занятий при снижении результатов;

· Выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, ложиться спать или участвовать в совместных занятиях;

· Гиперактивность, нервные тики, постоянное движение, апатия, снижение активности;

· Постоянные ночные кошмары;

· Провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше 1 месяца);

· Частые вспышки раздражения.

Признаки депрессивного состояния детей среднего и старшего подросткового возраста:

· Изменение школьной успеваемости;

· Употребление алкоголя и наркотиков;

· Изменения в режиме сна и питания;

· Частые жалобы на физическое состояние;

· Одержимость вопросом своего веса: неоправданный страх ожирения;

· Противопоставление себя правам и власти других людей, выраженное в актах воровства или вандализма;

· Пессимизм, плохой аппетит, мысли о смерти;

· Частые проявления агрессивности или жестокости.

Если у ребенка критическая ситуация:

 

1. Быть рядом и проявить заботу: обнять и  попытаться откровенно побеседовать без «умных» речей и критики.

2

2. Предоставить возможность ребенку выговориться, пусть в резкой форме.

Такая разгрузка снизит уровень отрицательных эмоций.

3. Душевная травма заживает постепенно. Поэтому необходимо терпеливо ждать, не торопить, проявлять заботу, выражать понимание, сочувствие.

3

4. При возвращении к ребенку чувства собственного достоинства важно не проявлять чрезмерную опеку и заботу, воспринимать его нужно уже в новом качестве.

«… говорить о своей проблеме – значит делать первый шаг по пути выздоровления от депрессии»

Депрессия – это потеря веры в себя.

Депрессия – это болезненно пониженное настроение.

Депрессия – это реакция на потерю.

Факторы, способствующие возникновению депрессии у детей и подростков:

- психосоциальные;

- генетические;

- биологические.

Психосоциальные факторы:

- Нарушение системы мать – дитя (искусственное вскармливание, вскармливание грудью более года);

- Раннее помещение в ДОУ;

- Наличие братьев и сестер как стрессогенный фактор (ревность к младшему, конфликты со старшим);

- Патология воспитания (гиперопека или эмоциональное отвержение, другие виды);

- Неполная семья;

- Совместное проживание с прародителями (доминирующая бабушка);

- Развод родителей, смерть родителей и близких родственников;

- Непомерные для ребенка нагрузки в школе и чрезмерная ответственность за них;

- Скандалы и алкоголизм в семьях;

- У подростков помимо перечисленных факторов наиболее стрессогенными являются конфликты в школе;

 

- Характерологические реакции подросткового возраста: группирования, имитация хобби.

rodit

pamytka

 


 

 
Новости